Реструктуризация долгов ИП, как процедура банкротства

Реструктуризация долгов ИП, как процедура банкротства

Малый бизнес сейчас находится в сложных условиях. Многим предпринимателям становится нечем платить по обязательствам. Выходом из тупика может стать объявление о своей несостоятельности. В этой статье мы расскажем, как провести банкротство ИП и свести к минимуму негативные последствия.

В связи с пандемией коронавируса субъектам МСП из пострадавших отраслей автоматически предоставляется отсрочка по уплате большинства налогов. Вместе с этим утверждены правила, в соответствии с которыми компаниям могут быть предоставлены индивидуальные отсрочки. Воспользуйтесь нашим калькулятором отсрочек, чтобы определить, какие льготы по отсрочкам может получить ваш бизнес.

Что такое банкротство

Процесс признания банкротства регламентирован законом 127-ФЗ от 26.10.2002 года. В соответствии с ним несостоятельность – это неспособность исполнить свои финансовые обязательства. Признаки банкротства ИП – невозможность оплатить кредиты, выплатить зарплату сотрудникам, перевести средства поставщикам.

Часто можно услышать мнение, что банкротство – это прощение всех долгов. На самом деле это не совсем так. В первую очередь, смысл процедуры в том, чтобы помочь гражданину сбросить долговое бремя и при этом максимально учесть интересы кредиторов.

Поэтому перед тем, как объявить банкротство, стоит хорошо подумать. Чтобы понять насколько это выгодно, нужно оценить соотношение долга к тому, чем владеет гражданин. И тут надо сделать важное отступление, поскольку речь в данном случае идёт об индивидуальном предпринимателе.

Важно понимать: законодательство не делает никакой разницы между физическим лицом и предпринимателем в части имущества и обязательств. ИП остаётся таким же гражданином, просто вместе со статусом приобретает новые права и обязанности. И по своим долгам, которые связаны с бизнесом, он отвечает всем своим имуществом. В том числе и личным, которое не используется в бизнесе.

Особенности банкротства предпринимателя в следующем: перед тем, как затевать процедуру, ИП разумно закрыть свой бизнес и сняться с регистрации. Ведь даже если деятельность не ведётся, на протяжении всего времени, пока предприниматель состоит на учете в ИФНС, он должен платить страховые взносы.

Очень часто предприниматели уходят из бизнеса, не погасив задолженности перед бюджетом. Если ИП просто закрыть, то эти неоплаченные налоги будут числиться за гражданином долгие годы. Между тем, банкротство ИП с долгами по налогам поможет их списать или в крайнем случае уплатить с отсрочкой и без штрафных санкций.

Банкротство: право или обязанность

ИП или обычный гражданин обязан в течение 30 дней подать заявление в арбитражный суд о признании его банкротом, после того как узнал о том, что:

  • рассчитавшись сейчас с требованиями одного кредитора, не сможет исполнить требования других;
  • размер его долга составляет не менее 500 000 рублей;
  • долговые платежи не были произведены в течение более чем трёх месяцев (начиная с даты, когда эти обязательства возникли).

Но вовсе не обязательно дожидаться полумиллионных долгов – нужно действовать, как только замечены первые признаки банкротства ИП. Это задолженности по налогам, кредитам, займам, которые он не может оплатить. Под невозможностью оплаты понимают следующее: стоимость имущества предпринимателя плюс сумма его доходов меньше, чем размер долга.

Если же размер активов превышает обязательства, то у этого предпринимателя нет оснований начинать процедуру несостоятельности. К тому же это невыгодно. Ведь когда имущество уходит «с молотка», оно продается по заниженной цене.

Поэтому если имеются активы, особенно ликвидные, то ИП выгоднее распродать их самостоятельно и за счёт вырученных средств покрыть долги.

Процедура банкротства

Теперь о том, как оформить банкротство ИП.

Признать гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, несостоятельным, может только арбитражный суд. В первую очередь, стоит сняться с учёта в качестве ИП. Далее следует найти финансового управляющего. Это обязательный элемент процедуры несостоятельности.

Управляющий будет проводить процедуру и заниматься оповещением кредиторов. Для поиска управляющего можно воспользовался данными из Федерального реестра сведений о банкротстве. Кроме того, необходимо:

  • оплатить госпошлину в размере 300 рублей;
  • внести на депозитный счет суда 25 000 рублей (эта сумма пойдёт в оплату услуг финансового управляющего);
  • уведомить кредиторов о подаче заявления на банкротство, разместив публикацию на сайте fedresurs.ru за 15 дней до обращения в суд.

Подготовка документов в суд

Процедура банкротства ИП / гражданина начинается с заявления в арбитражный суд. Туда нужно представить комплект документов, полный перечень которых есть в статье 213.4 закона 127-ФЗ. Документов очень много, но подавать нужно не все, а только те, которые относятся к конкретной ситуации. Все документы можно поделить на три группы:

  1. Документы гражданина / ИП. Это паспорт, ИНН, СНИЛС, при наличии семьи – свидетельства о браке и о рождении детей. А также документы, подтверждающие статус ИП: свидетельство или лист записи ЕГРИП.
  2. Документы, которые подтверждают задолженность: договоры кредита / займа, документы, подтверждающие просрочку и так далее.
  3. Документы, подтверждающие наличие у ИП имущества и доходов.

Примерный перечень будет таким:

  • Выписка из ЕГРИП (получена не позже 5-ти рабочих дней до даты подачи в суд).
  • Перечень собственного имущества ИП с приложением документов о собственности.
  • Список кредиторов, их адреса и суммы задолженностей, а также документы, которые подтверждают обоснованность требований кредиторов.
  • Список должников индивидуального предпринимателя (с указанием их адресов и суммы задолженности).
  • Другие документы, которые подтверждают неплатежеспособность ИП.

Далее нужно посчитать сумму задолженности. Теперь можно приступать к формированию заявления в арбитражный суд.

В течение 5 дней после получения документов суд должен вынести определение, которое направляется заявителю, должнику, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих (из числа которых должен быть назначен управляющий). В определении должна быть указана дата рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Срок рассмотрения – от 15 до 30 дней с даты вынесения определения арбитражным судом.

В соответствии с действующим законодательством, арбитражный суд может рассматривать дело о банкротстве в течение не более 7 месяцев со дня поступления заявления о банкротстве.

Судебное заседание

Задача суда – принять решение о том, обоснованно ли заявление гражданина о банкротстве. Может быть и так, что в приёме заявления откажут. Причины разные: неправильно посчитана сумма задолженности, неверно составлено заявление.

Также может оказаться, что по факту у ИП имеется достаточно имущества для покрытия долгов, и оснований в признании его несостоятельным нет. В ходе заседания предпринимателю нужно постараться убедить суд в своей неплатёжеспособности.

На втором заседании собираются кредиторы, должник и его управляющий. На данном этапе задача суда – установить, насколько обоснованы требования каждого кредитора. После этого требование утверждается полностью либо частично, а кредитор становится конкурсным. Это означает, что должник обязан с ним рассчитаться.

Мировое соглашение

Иногда на этой стадии стороны достигают мирового соглашения. Допустим, у ИП был долг по кредиту, который он не мог оплачивать. Банк пересмотрел условия и простил часть задолженности или уменьшил проценты. Либо ИП по своей воле решил реализовать какое-то имущество и погасить долг. Условия мирового соглашения обсуждаются сторонами и могут быть более или менее выгодны для каждой из них.

Мирового соглашения необязательно достигают в ходе судебного разбирательства. Оно может быть заключено на любой стадии процесса.

Реструктуризация

Более предпочтительным для предпринимателя вариантом исхода событий является реструктуризация долга. Однако это возможно лишь в том случае, если у гражданина есть достаточный доход. Его должно хватить для того, чтобы расплатиться с долгами в течение трёх лет. На время оплаты гражданин освобождается от выплат банковских процентов и пеней.

Реструктуризация – это план погашения задолженности. Когда финансовый управляющий будет понимать объём активов должника, он разработает план и представит его на собрании кредиторам. Их задача – ознакомиться с планом и одобрить его, хотя они могут на это и не пойти. Затем график направляется на одобрение суда, причём он вправе одобрить его даже в том случае, если этого не сделали кредиторы.

План реструктуризации представляет собой, по сути, график выплат. Составляется он таким образом, чтобы задолженность была погашена за 3 года. На практике реструктуризация вводится очень редко, поскольку у должника, как правило, недостаточно дохода.

Исполнение графика

Дальше идёт довольно продолжительный период, в течение которого должник выплачивает средства своим кредиторам. За месяц до того, как он закончит выплаты, управляющий оповещает кредиторов об окончании расчётов. Проводится последнее судебное заседание, на котором арбитр должен зафиксировать, что должник рассчитался, а кредиторы не имеют к нему никаких претензий.

Ип признан банкротом

Описанная выше ситуация – это благоприятный для сторон исход. Но так бывает далеко не всегда. Если предпринимателю нечем оплатить свои долги за 3 года или план реструктуризации не утвердили, суд объявляет его банкротом. Далее процедура банкротства ИП переходит в распродажу его имущества.

Есть активы, которые нельзя направлять на погашение долгов. Это личные вещи, денежные средства в размере прожиточного минимума и некоторые другие. Кроме того, нельзя лишить человека единственной квартиры или иного жилья.

Руководит процессом финансовый управляющий. Естественно, имущество уходит с большим дисконтом, ведь распродать его нужно как можно скорее. Таким образом реализуется всё, что можно. Если какие-то долги при этом остаются непогашенными, а реализовать уже нечего, то их списывают.

Последствия банкротства

Какие последствия для должника влечет банкротство? Нельзя сказать, что их нет, но они весьма гуманны:

  • 3 года нельзя возглавить компанию;
  • 5 лет нельзя вновь заявлять о своей несостоятельности;
  • 5 лет необходимо сообщать банкам, микрофинансовым организациям и иным кредиторам о том, что вы проходили процедуру банкротства;
  • 5 лет нельзя занимать руководящие должности в микрофинансовых организации и негосударственных пенсионных фондах;
  • 10 лет нельзя возглавлять банк.
Читайте также:  Возможен ли выезд за границу после банкротства физического лица?

Если на момент подачи заявления в суд гражданин был в статусе ИП, то ко всему, перечисленному выше, он 5 лет не сможет заниматься предпринимательской деятельностью. Если же он перед этим снялся с учёта, то это ограничение на него не распространяется.

Реструктуризация долгов в новой редакции закона о банкротстве: утопия или реальная альтернатива несостоятельности?

Реструктуризация долгов ИП, как процедура банкротства

В мае 2021 года правительство внесло в Государственную думу законопроект новой редакции закона о банкротстве. Законопроект вводит новую процедуру реструктуризации долгов, а также закрепляет расстановку сил в «банкротной долине» в пользу государства.

Внесенный проект будет принят в ближайшее время, поэтому его важно обсуждать здесь и сейчас. Кредиторам нужно подготовиться к новым правилам работы с просроченными долгами, а должникам исследовать новый путь выхода из кризиса — реструктуризацию.

Модель несостоятельности в России

В новом проекте законодатель вводит новую процедуру — реструктуризацию долгов. Механизмы работы процедуры в основном заимствованы из опыта США. При этом модель несостоятельности в США носит продолжниковый характер, а в России — прокредиторский, но, несмотря на заимствование процедуры, российское банкротное законодательство сохраняет прокредиторский уклон.

Неэффективность существующих в России реабилитационных процедур (внешнего управления, финансового оздоровления)

Законопроект упраздняет процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, вместо них вводят процедуру реструктуризации долгов. Исключение из закона процедур финансового оздоровления и внешнего управления особых дискуссий не вызывает — за годы применения они показали свою невостребованность.

Предпосылки для эффективного применения реструктуризации

Чтобы реабилитационная процедура работала, необходимо соблюдение нескольких предпосылок: экономических, юридических и «социально-волевых». Наличие «социально-волевых» и экономических предпосылок спорно, так как в условиях экономической нестабильности кредиторы не заинтересованы в восстановлении деятельности должника, им проще его быстро обанкротить и получить деньги от продажи имущества.

Введение и прекращение процедуры реструктуризации, переход в конкурсное производство

В отличие от процедуры наблюдения реструктуризация не является обязательной предпосылкой ликвидационной процедуры конкурсного производства, ее вводят по инициативе должника или кредиторов при наличии возможностей восстановления платежеспособности.

Выход из нее также не обязательно влечет конкурсное производство.

Отсутствие «безусловного» перехода из реструктуризации в конкурсное производство повлечет дополнительные временные и судебные издержки для обеих сторон.

Чтобы переход был возможен, рекомендуем изначально подавать заявление о банкротстве, а затем уже выяснять возможности должника по восстановлению платежеспособности и волю кредиторов на реструктуризацию.

Дополнительные опасения вызывает перечень оснований досрочного прекращения процедуры реструктуризации. Они установлены императивно и являются достаточно жесткими.

Например, если должник просрочит больше чем на 15 дней срок удовлетворения требований кредиторов, то процедура реструктуризации может быть досрочно прекращена.

Широкие возможности выхода из реструктуризации приведут к уменьшению интереса в ее введении со стороны и должников, и кредиторов.

Руководство должником при реструктуризации

За рубежом в реабилитационных процедурах стараются сохранить руководство должника, а внешнего менеджера назначать только в исключительных случаях. Такая логика понятна, добросовестный бизнес прямо заинтересован в сохранении и восстановлении производства, поэтому приложит максимум усилий, чтобы не упасть в банкротство.

  • В нашем законопроекте предусмотрены обязательное назначение антикризисного управляющего, крайне широкие возможности для отстранения руководства компании и обширный перечень ограничений и механизмов контроля за их деятельностью.
  • Содержание плана реструктуризации
  • План реструктуризации может быть подготовлен должником, кредиторами, антикризисным управляющим, представителем работников, участниками должника, третьими лицами, в том числе государственными органами. В нем должны содержаться:
  • · Обоснование возможности восстановления платежеспособности должника.
  • · Способы реструктуризации долга.
  • · Сведения об обязательствах должника.
  • · Расчет сумм кредиторов третьей очереди.
  • · Сведения о ликвидационной стоимости предмета залога.
  • Утверждение плана реструктуризации
  • План реструктуризации подлежит одобрению органами управления должника (общим собранием участников должника, советом директоров должника), если содержит сделки, требующие корпоративного одобрения, а также одобряется кредиторами, чьи права затрагивает.

Важно, что законопроект не предусматривает механизма cram down, то есть судебного принуждения кредиторов к введению процедуры реструктуризации в отношении должника. Наличие такого инструмента повысило бы количество реструктуризаций, что особенно актуально в условиях недоверия кредиторов к этой процедуре.

Эффект от новой процедуры

Для должника: реструктуризация может быть интересна должникам при несогласованности воли кредиторов относительно порядка погашения задолженности перед ними, в таком случае путем реструктуризации можно побудить их к диалогу и принятию решения.

Также реструктуризацию могут использовать, чтобы попытаться отсрочить несостоятельность, но думается, что такая практика будет пресекаться на этапе введения процедуры.

Скорее всего, при наличии возможностей восстановления платежеспособности должник будет искать пути внесудебной реструктуризации, которую законопроект не регулирует.

Для кредиторов: реструктуризация может быть интересна кредиторам, которые недостаточно доверяют должнику и настаивают на погашении обязательств под контролем суда и антикризисного управляющего.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

План реструктуризации долгов индивидуального предпринимателя

Юридическая компания «Фурман и партнеры» оказывает правовые услуги по сопровождению банкротства физических лиц при реструктуризации долгов.

Данная помощь требуется предпринимателям, попавшим в трудную ситуацию в связи с пошатнувшимся финансовым положением, например, при потере бизнеса, внезапной болезни или иных обстоятельств.

В таком положении как правило теряется возможность погашения обязательств перед банками, налоговой, ЖКХ, другими кредиторами. Долги только увеличиваются, выхода из сложившейся ситуации не видно.

Возрастающее количество долгов индивидуальных предпринимателей обусловило необходимость принятия поправок в закон о банкротстве (ФЗ № 127) и с 1 октября 2015 года появились новые дополняющие положения о несостоятельности ИП, появилась официальная процедура реструктуризации долгов индивидуального предпринимателя, которая является обязательной для кредитов и помогает восстановить финансовое положение.

Юристы компании помогают утвердить план реструктуризации долгов гражданина предпринимателя, что в свою очередь дает уверенность в завтрашнем дне, прозрачность всех платежей, отсутствие роста долгов, надежную защиту от нападок и давления кредиторов.

Бесплатная консультация по банкротству

Начинаем работу с опроса должника/кредитора и со сбора документов, которые необходимы чтобы подготовить заявление о банкротстве ИП.

Нам важно чтобы у клиентов-должников было правильное понимание всех действий, процедур, этапов, поскольку главное для нас взаимопонимание и доверие на протяжении всей процедуры банкротства.

На консультации и при заключении договора юристы компании дадут самые полные инструкции по банкротству предпринимателя. Такая пошаговая инструкция, состоящая из ряда консультаций опытных юристов, позволит вам четко понимать весь ход работы и этапы банкротства.

Что такое реструктуризация долга ИП при банкротстве в Самаре

Реструктуризация долгов предпринимателя — реабилитационная процедура, в целях восстановления платежеспособности гражданина и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Иными словами, после того, как арбитражным судом выносится определение о введении реструктуризации долгов гражданина все ваши долги «замораживаются», их состояние фиксируется в специальном документе. Сумма долгов по основному долгу, процентам и иным платежам разбивается на 36 равных платежей равным календарным месяцам.

Инициирование судебного процесса по банкротству физического лица возможно, когда долг гражданина превышает 500 000 рублей, а долговые обязательства не исполняются более 3 (трех) месяцев с положенной для погашения даты. Реструктуризация долга через банкротство возможно и при более меньших суммах.

Срок реструктуризации долгов ИП в Самаре

Действующее законодательство определяет четкий период времени, в течении которого гражданин вправе расплатиться по всем долгам на момент обращения в арбитражный суд, когда произошло введение реструктуризации долгов ИП с долгами. Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем 3 (три) года (ст. 213.14 Закона о банкротстве).

Требования к должнику

Реструктуризация долга при банкротстве ИП с кредитами предусматривает утверждение плана, который в свою очередь должен содержать сведения о должнике. Так согласно положениям статьи 213.13 закона о банкротстве гражданин должен отвечать следующим требованиям:

• гражданин имеет постоянный источник дохода на дату представления плана • гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления или быть подвергнутым административному наказанию в сфере экономики

Читайте также:  Как погасить задолженность по кредитной карте

• гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов

• план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана

Банкротство ИП — пошаговая процедура — Юридическая консультация

Процедура банкротства ИП во многом схожа с банкротством гражданина.

Согласно ст. 214 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) основанием для признания предпринимателя банкротом является его неспособность:

  • удовлетворить требования кредиторов;
  • оплатить обязательные платежи.

Такого предпринимателя следует считать неплатежеспособным. В силу п. 3 ст. 213.6 Закона о банкротстве ИП предполагается неплатежеспособным при наличии хотя бы одного из следующих обязательств:

  • прекращены расчеты с кредиторами по обязательствам, срок оплаты по которым наступил;
  • более чем 10% денежных обязательств, срок исполнения которых наступил, не исполнены ИП в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства должны быть исполнены;
  • размер задолженности превышает стоимость имущества;
  • есть постановление об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием имущества у ИП, на которое может быть обращено взыскание.

Следует различать право и обязанность ИП на обращение в суд для признания его банкротом.

ИП обязан обратиться с таким заявлением, если:

  • размер задолженности составляет не менее 500 тыс. руб.;
  • требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

ИП вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии в срок исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей.

Дела о банкротстве ИП рассматривает арбитражный суд по месту жительства гражданина (место регистрации ИП).

Банкротство юрлица: последовательность действий

Обратите внимание: в соответствии с п. 2.1 ст. 213.

4 Закона о банкротстве право на обращение в суд с заявлением о признании банкротом возникает у гражданина, имеющего статус ИП, при условии предварительного (не менее чем за 15 календарных дней до дня обращения в арбитражный суд) опубликования им уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании его банкротом путем включения этого уведомления в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Если это требование закона не будет соблюдено, суд откажет в удовлетворении заявления ИП о признании его банкротом.

В арбитражный суд следует также подать следующие документы:

  1. заявление о признании ИП банкротом;
  2. свидетельство о регистрации;
  3. перечень и размеры задолженности, а также информацию по каждому кредитору;
  4. информацию об имуществе и его стоимости;
  5. квитанцию об оплате государственной пошлины.
  • Следует отметить, что признание ИП банкротом является не конечной стадией процесса, а лишь промежуточным этапом, на котором еще не происходит освобождение от долгов.
  • После того как суд признает заявление ИП о признании его банкротом обоснованным, необходимо привлечение финансового управляющего.
  • После признания ИП банкротом судом применяются следующие процедуры:
  • реструктуризация долгов гражданина (реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов);
  • реализация имущества ИП (реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом ИП в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов);
  • мировое соглашение (процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами).

Сказали спасибо:

Реабилитация в банкротстве по-новому. Анализ процедуры реструктуризации долгов в рамках предложенных масштабных изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Не так давно Министерство экономического развития (далее — МЭР) подготовило законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=100272), который призван довольно радикально реформировать действующее законодательство о банкротстве.

Поначалу я не стал уделять особого внимания данному документу, поскольку законодательство о банкротстве очень динамично и о идеи у законодателя по реформированию банкротства возникают постоянно, однако не у всех законопроектов получается преодолеть всю законодательную дистанцию (особенно это касается законопроектов в части совершенствования реабилитационных процедур). 

Например, в части реформирования реабилитационных процедур в 2017 году был подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц», однако он застопорился на втором чтении (https://sozd.duma.gov.ru/bill/239932-7).

Если кто помнит, был еще законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления»: он также долго прорабатывался МЭР, но так и не был внесен в Госдуму.

Все же складывается впечатление, что в МЭР есть понимание нужности и важности реабилитационных процедур и необходимости реформирования законодательства о банкротстве в пользу фактической, а не декларативной продолжниковой направленности, но что-то или кто-то мешает довести начатое дело до конца.

И с учетом последних новостей о пандемии, наше государство форсирует принятие многих важных решений, в том числе связанных с принятием данного закона. Так, М.

 Мишустин дал поручение МЭР согласовать и внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, вводящего процедуру реструктуризации долгов организаций (http://government.ru/orders/selection/401/39204/). Поэтому, возможно, этот законопроект ожидает совсем другая судьба, нежели остальные.

Многие предприниматели в настоящий момент оказались в кризисной ситуации по причине пандемии коронавируса, и даже если закон о моратории на банкротство будет введен, то мораторий в конечном счете не будет действовать на постоянной основе; рано или поздно мораторий закончится, и вместе с ним начнется бурный рост банкротств, в том числе и тех предприятий, которые были вполне платежеспособными до кризиса. В связи с этим на законопроект возлагаются большие надежды именно в части реабилитации.

Поскольку меня всегда очень интересовали вопросы реабилитационных процедур в банкротстве, то я решил проанализировать законопроект в части реформирования реабилитационных процедур и представить по ним свои соображения.

  1. Предлагается новая (и единственная) реабилитационная процедура – реструктуризация долгов.

На самом деле процедура не совсем новая, реструктуризацию долгов можно по праву назвать обновленным внешним управлением, которое избавилось от части своей закостенелости, мешавшей кредиторам и должнику договориться, и стало более гибким и user-friendly.

Предложение закрепить в законе только одну единственную реабилитационную процедуру лично я оцениваю положительно (если, конечно, не учитывать мировое соглашение).

С учетом того, что, как я уже написал выше, я воспринимаю реструтуризацию долгов обновленным внешним управлением, то получается, что из нашей жизни уходит финансовое оздоровление, что также является правильным решением.

Во-первых, эта процедура по природе своей неэффективна[1], а во-вторых, тот факт, что подобной процедуры нет в зарубежных юрисдикциях, говорит о том, что в ее регламентации просто нет необходимости, поскольку эти функции успешно может взять на себя мировое соглашение.

Вопросы к целесообразности существования наблюдения существуют давно, и я поддерживаю необходимость отмены данной процедуры.

Чем раньше можно будет согласовать план реструктуризации, тем раньше он начнет действовать и тем раньше кредиторы получат свои деньги. На практике я встречал немало случаев, когда злостные должники специально использовали процедуру наблюдения для затягивания банкротства и сохранения контроля над компанией (больше, чем на предусмотренные законом 7 месяцев).

  1. Как вводится реструктуризация долгов.

Реструктуризация долгов может быть введена по результатам рассмотрения как заявления о введении реструктуризации долгов, так и заявления о банкротстве.

Читайте также:  Стоимость услуг по банкротству физических лиц в Москве, Спб и др. городах

При этом, исходя из анализа п. 6 ст. 48 Закона о банкротстве в новой редакции, реструктуризация долгов может быть введена, если представленные должником или иным лицом доказательства, не позволяют сделать вывод о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

То есть если заявитель не может доказать, что платежеспособность восстановить невозможно, то вводится реструктуризация долгов.

На мой взгляд, такой подход, когда по умолчанию (т.е. при недоказанности возможности или невозможности восстановления платежеспособности) вводится реструктуризация долгов может привести к существенному ущемлению прав кредиторов.

Любая реабилитационная процедура хороша только в том случае, когда она вводится обоснованно и для ее реализации есть предпосылки (проще говоря, когда еще есть что восстанавливать). В ином случае, это зря потраченное время и деньги.

А с учетом того, что некоторые должники могут пользоваться этой ситуацией для затягивания банкротства (это касается как злостных должников, так и тех, кто склонен выдавать желаемое за действительное), то подобная норма создает благоприятную почву для злоупотреблений.

  1. Управление должником в ходе реструктуризации долгов.

Законопроект устанавливает возможность выбора одного из четырех способов управления должником в ходе реструктуризации долгов:

  • сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия;
  • возложение полномочий руководителя и иных органов управления должника на антикризисного управляющего;
  • переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов;
  • образование двух единоличных исполнительных органов должника, один из которых избирается учредителями (участниками) должника, а другой собранием кредиторов, с распределением полномочий между ними в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Само наличие такого большого выбора стоит оценить положительно. Здесь и возможность сохранения управления за учредителями (участниками) должника (debtor in possession), и классическая схема из внешнего управления с возложением полномочий руководителя на антикризисного управляющего, и полный переход управления кредиторам, и компромиссный вариант, который предусматривает наличие двух ЕИО.

Конечно, законодатель мог бы сделать этот перечень открытым, поскольку порой участники гражданского оборота очень креативно подходят к вопросу структурирования сделок, и, возможно, этих опций будет не хватать, но это скорее замечание на перспективу, а не на ближайшее время.

  1. Ограничения на совершение сделок.

Помимо этого, законопроект предусматривает ограничение на совершения сделок должником после введения реструктуризации долгов, но до утверждения плана (т.е. в период, когда должник и кредиторы еще не пришли к общему решению по порядку управления должником).

Должник не вправе без согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

  • связаны с отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки, либо недвижимого имущества должника;
  • влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

Должник не вправе без согласия антикризисного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), производимой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Данные ограничения применяются по умолчанию в том случае, если планом реструктуризации не установлено иное.

Реструктурировать долги перед кредиторами будут по плану реструктуризации, который:

  • Может содержать особый порядок управления должником в ходе процедуры;
  • Должен содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника, сохранения бизнеса должника и удовлетворения требований кредиторов;
  • Должен содержать одно или несколько реабилитационных мероприятия (жирным выделены мероприятия, которые ранее не были закреплены в законе о банкротстве):
  1. реорганизация должника;
  2. увеличение уставного капитала должника;
  3. продажа предприятия должника или части имущества должника;
  4. замещение активов должника;
  5. новация обязательств должника;
  6. прекращение обязательств должника путем предоставления отступного;
  7. конвертация требований в доли в уставном (складочном) капитале должника, обыкновенные или привилегированные акции, облигации, конвертируемые в акции, или иные ценные бумаги должника;
  8. изменение сроков, порядка и объема исполнения обязательств должника;
  9. прекращение залога, изменение условий договора залога, в том числе в части содержания и обеспечения его сохранности, пользования и распоряжения предметом залога, замены предмета залога, передачи прав и обязанностей по договору залога, перевода долга по обязательству, обеспеченному залогом;
  10. прощение долга и иные способы изменения или прекращения обязательств, предусмотренные федеральным законом;
  11. иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
  • должен содержать сведения об обязательствах должника;
  • расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по требованиям, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества должника по ликвидационной стоимости в случае признания должника банкротом;
  • сведения о ликвидационной стоимости предмета залога.

Список мероприятий.

Расширение списка мероприятий в принципе не так критично, поскольку и действующий список в ст. 109 Закона о банкротстве является открытым. Поэтому ничто не мешает кредиторам и должнику самостоятельно придумать оригинальные мероприятия для восстановления платежеспособности/сохранения бизнеса.

Однако само закрепление в законе новых мероприятий, которые можно использовать в рамках процедуры очень правильная идея. Я полагаю, что именно благодаря им к юристам и арбитражным управляющим придет понимание о возможностях реабилитации.

  • Расчет суммы, которую могут получить необеспеченные кредиторы.
  • Весьма интересно, что в план должен быть включен расчет суммы, которую необеспеченные кредиторы могли бы получить при простой реализации имущества должника.
  • На мой взгляд эта информация будет очень полезной для кредиторов при оценке плана реструктуризации, особенно в той ситуации, когда планом предлагается выплата кредиторам не всей суммы их требований (например, 50% от долга или еще меньше).
  • Однако в сравнении с информацией о том сколько кредиторы получат после простой распродажи имущества должника, вариант с реструктуризацией будет очевидно привлекательнее.
  • Немного статистики.

Имущество должника удается продать лишь с третьей или четвертой попытки и по заниженной на 60-70% стоимости[2]. То есть кредитор будет думать, что активов у должника на 1 миллион, но, согласно статистике, это имущество будет продано за 400 или 300 тыс. руб.

Процент удовлетворенных требований необеспеченных кредиторов третей очереди равен 3%[3]. То есть любой исход, который выше этой суммы уже можно считать успехом. Можно сказать, что это эффект низкого старта. Конечно, вряд ли кто-то из кредиторов согласится на 10% или 15% от первоначального долга, но хочется верить, что контрагенты могут обсуждать 50% или 40% от первоначального долга.

  1. Такой исход для необеспеченного кредитора будет очень хорошим результатом.
  2. Пример.
  3. В 2019 году в Великобритании на грани банкротства оказались два крупных глобальных ритейлера: Arcadia Group и Monsoon Accessorize.

Оба они смогли избежать банкротства. Arcadia Group заключила с кредиторами мировое соглашение, по которому арендаторам плата была уменьшена вплоть до 50% от первоначальной суммы[4].

А Monsoon Accessorize смогла договориться об уменьшении арендной ставки до 35% от первоначальной суммы[5].

Готов ли российский бизнес вести переговоры аналогичным образом?

  1. Утверждение плана реструктуризации.
  • Должник обязан предложить план реструктуризации долгов в течение четырех месяцев с даты введения реструктуризации долгов, иные лица (конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, антикризисный управляющий, учредитель (участник) должника, представитель работников должника и другие) также могут представить свои варианты планов реструктуризации.
  • План реструктуризации считается согласованным кредиторами, если за него проголосует большинство от присутствующих на собрании кредиторов.
  • Планируемая реструктуризация.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *